28.07.2023 15:57
Консультации.
Просмотров всего: 5721; сегодня: 1.

Учитель-дефектолог: кто он, какой он?

Учитель-дефектолог: кто он, какой он?

Несколько лет назад одна из школ города Москвы проводила свое традиционное мероприятие «День науки». Меня пригласили выступить перед обучающимися старших классов и рассказать, что является предметом науки дефектологии. 

В начале нашей беседы я поинтересовалась у школьников, знают ли они, чем занимается учитель-дефектолог. Была приятно удивлена, когда в аудитории поднялось довольно много рук. Как же ответили на мой вопрос подростки? Позволю себе привести несколько выдержек из их ответов: «это учитель, который учит детей-инвалидов», «он проводит занятия с младшеклассниками, кто не очень хорошо понимает учебный материал», «работает в детском саду и в школе», «в нашей школе учатся особенные дети, он помогает им осваивать программу», «моя сестра плохо видит, с ней учитель-дефектолог занимается в детском саду».

Так кто же такой учитель-дефектолог? С кем и какие занятия проводит? Где он работает? Что он должен уметь и как им можно стать? Давайте попробуем сегодня хотя бы кратко ответить на эти вопросы.

Учитель-дефектолог – это педагогический работник, который обеспечивает организацию деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью. Эта деятельность должна быть направлена на овладение обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы. Поэтому в функции учителя дефектолога входит развитие и формирование личности детей и подростков, предупреждение, коррекция и компенсация нарушений развития обучающихся, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей с ОВЗ. Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании специальных условий для получения образования, и именно дефектолог является тем специалистом, который знает какие условия нужны для успешного освоения учебной программы ребенку с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  В полном объеме трудовые функции этого специалиста приводятся в стандарте профессиональной деятельности учителя-дефектолога, опубликованном в марте 2023 года, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Дефектология как наука занимается не только теорией, изучающей особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разработкой и внедрением эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Учитель-дефектолог может иметь разную специализацию: так, учитель-дефектолог, который работает с детьми и подростками с нарушениями зрения, называется тифлопедагогом, с глухими или слабослышащими работает сурдопедагог, а олигофренопедагог проводит занятия, направленные на коррекцию и компенсацию развития детей дошкольного, школьного и подросткового возраста с задержкой психического развития, обучает детей с интеллектуальной недостаточностью.

Не один раз я интересовалась у своих коллег: что они считают важным в своей работе? Одни говорили о том, что нужно обладать высокой концентрацией внимания, ведь оно необходимо им в их профессиональной деятельности и в процессе проведения диагностических мероприятий, и для выявления изменений в развитии обучающихся, и для предупреждения нежелательного поведения у детей и подростков. На основе наблюдений и их грамотного анализа специалист может правильно и своевременно подобрать или самостоятельно разработать эффективную методику работы для конкретного ребенка, при необходимости скорректировать ее или изменить. Шел у нас разговор и о стрессоустойчивости, терпеливости, тактичности, которые безусловно необходимы специалистам, работающим с людьми, имеющими физические и психические отклонения. Некоторые коллеги отмечали, что учителю-дефектологу очень важно иметь грамотную речь, ведь она является образцом и примером для подражания обучающимся. Не забывали о коммуникабельности, ведь учителю-дефектологу в процессе своей деятельности необходимо общаться с детьми разного возраста, их родителями, с коллегами (воспитателями, учителями, тьюторами, педагогами-психологами и др.), которые занимаются с ребенком. Говорили и о знании и умении использования альтернативных средств коммуникации. Также практикующие учителя-дефектологи отмечали необходимость в постоянном расширении своего профессионального кругозора как посредством знакомства с материалами образовательных форумов, круглых столов, открытых педагогических советов, так и при прохождении курсов повышения квалификации, при чтении педагогической литературы, средств массовой информации, а также при общении со своими коллегами из других образовательных организаций, причем не только своего города, но и из других регионов.

Если вы думаете, что учитель-дефектолог может работать только в дошкольных образовательных учреждениях или специальных (коррекционных) школах, то вы глубоко заблуждаетесь. В настоящее время этот специалист необходим в государственных и частных образовательных организациях, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ, учреждениях системы профессионального образования, психолого-медико-педагогических комиссиях, центрах психолого-педагогической поддержки и развития, в организациях социальной защиты и медицины.

Подготовкой учителей-дефектологов в нашей стране занимаются высшие учебные заведения. По своей сути эта профессия находится на стыке сразу нескольких наук: педагогики, психологии, социологии, медицины. Изучение разных дисциплин помогает будущим учителям дефектологам адаптировать к самостоятельной жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитывать и обучать их.

Автор: Подвальная Елена Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук.

Тематические сайты: Дети, Наука, Образование, Профориентация и подготовка
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 156 публикаций
Сайт: sp.mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...