28.07.2023 14:57
Консультации.
Просмотров всего: 5147; сегодня: 1.

Сурдопедагог – кто это?

Учитель-сурдопедагог – специалист редкой, но востребованной специальности. Сурдопедагога часто путают с сурдопереводчиком или врачом-сурдологом. Распространено мнение о том, что сурдопедагог учит детей жестам и работает в специальной школе-интернате. Так ли это?

Профессия сурдопедагога многогранна и очень интересна, поскольку этот специалист занимается всесторонним развитием детей с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, дети после протезирования слуховым кохлеарным имплантом). Основная задача учителя-сурдопедагога – развитие звуковой речи, поэтому сурдопедагог учит детей общаться с помощью разговорной речи на слухо-зрительной и слуховой основе. Так же сурдопедагог занимается профилактикой распада речи не только у детей, но и у взрослых, потерявших слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована.

В чем особенность работы учителя-сурдопедагога? Это специалист, который знает закономерности речевого и общего развития ребенка, может оценить особенности развития ребенка и уровень сформированности у него речи с помощью методов психолого-педагогической диагностики. Сурдопедагог владеет различными технологиями формирования, развития и коррекции нарушений устной и письменной речи у неслышащих детей. Учитель-сурдопедагог помогает детям с нарушениями слуха, в том числе детям после кохлеарной имплантации, заговорить; разбирается в вопросах специфических трудностей в обучении и способах их преодоления у детей школьного возраста; развивает коммуникативные навыки; обучает чтению, письму и счёту. Ещё этот специалист занимается сохранением речи после заболеваний, которые приводят к стойкому снижению слуха.

Где и с кем может работать сурдопедагог?

Сурдопедагог – специалист, работающий с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, с подростками и взрослыми людьми. Чаще всего этого специалиста можно встретить в специализированных образовательных учреждениях: это государственные детские сады и школы, осуществляющие коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими снижения слуха или же в образовательных учреждениях, работающих по программам инклюзии. Работают сурдопедагоги и в частных образовательных и развивающих центрах, центрах содействия семейному воспитанию, психолого-педагогических комиссиях. Также сурдопедагог может работать в реабилитационных центрах, центрах слухопротезирования, в медицинских учреждениях, вести частную практику. В зависимости от возраста человека и степени снижения слуха сурдопедагог решает различные задачи, используя индивидуальный подход, активно сотрудничает с врачами-сурдологами и аудиологами.

Где же нужно учиться, чтобы стать сурдопедагогом?

Будущие специалисты обучаются в педагогических вузах. В университете будущие сурдопедагоги изучают специальные дисциплины, связанные с особенностями речевого развития детей с нарушениями слуха, методики коррекционной работы, методы работы с семьей, общую и специальную педагогику и психологию, филологию, основы физиологии и анатомии человека, аудиологию и слухопротезирование, неврологию, дактиль и жестовый язык, технологии обучения русскому языку, чтению, математике и многое другое. Для успешной работы в будущем студенты-сурдопедагоги за время учёбы посещают различные базы практики, где у них есть возможность не только наблюдать за работой специалистов, но и самостоятельно проводить занятия с детьми дошкольного и школьного возраста. Практика проводится под обязательным руководством педагогов университета и специалистов в учреждениях.

Профессия учителя-сурдопедагога позволяет овладеть широким спектром знаний, постоянно развиваться, осваивать новые компетенции, реализовывать на практике современные традиционные и альтернативные технологии работы. Несомненно, методы и приемы работы учителя-сурдопедагога существенно отличаются от работы со слышащими детьми. Изучают сурдопедагоги и жестовый язык, так как он официально является языком сообщества неслышащих людей.

Одним из достоинств деятельности сурдопедагога является то, что результат совместно проделанной с родителями и ребенком работы очевиден всем участникам образовательного процесса. Каждый рабочий день приносит новые эмоции, радость от общения с детьми, творческие и профессиональные идеи, возможность бесконечно развивать свои личностные и профессиональные навыки.

Автор: Труханова Юлия Александровна, кандидат психологических наук.


Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 156 публикаций
Сайт: sp.mgppu.ru
Поделиться:

Интересно:

Возвращаем имена Победы
26.04.2025 12:05 Мероприятия
Возвращаем имена Победы
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм.К конференции «Возвращённые имена Победы» на Медиаплатформе «Сеть истории» открыт специальный проект «Герои Центральной Азии в Великой...
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
26.04.2025 09:04 Аналитика
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
Предыстория сражения заключается в войне второй коалиции, которая представляла собой союз Британской империи, Российской империи, Австрийской монархии, Неаполитанское королевство и ряда других государств против Французской республики и ряда ее союзников. Главная же причина конфликта лежала в вопросах экономики и континентального превосходства. Значительное промышленное усиление Франции было заторможено экономической блокадой Великобритании. Однако величие Франции строилось не только на производстве и продаже товаров, но и на ведении боевых действий в Европе, чему можно было помешать только силами нескольких крупнейших стран континента. Ряд боевых действий со стороны французов привел к захвату Голландии, Папской области, Швейцарии и Сардинии. Если для Великобритании усиление Франции значило лишь финансовые потери, то у Австрии дела обстояли намного хуже – речь шла о войне с одной из...
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
25.04.2025 17:21 Мероприятия
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
Праздничные мероприятия пройдут с 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах. К празднованию 80-летия Великой Победы в Москве подготовлена масштабная программа. О том, как в столице отметят этот юбилей, рассказал Сергей Собянин в своем блоге. «80 лет назад завершилась Великая Отечественная война, священная война за свободу, добро и правду. 9 мая — величайшая дата для всех поколений россиян. В этом году мы отметим ее фестивалем “Московская весна Победы”. С 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах будем праздновать Победу, вспоминать и рассказывать детям и внукам о подвигах наших героев...
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
25.04.2025 10:07 Аналитика
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
Разгром кёнигсбергской группировки создал благоприятные условия для окончательного уничтожения остатков восточно-прусской группировки — группы «Земланд». Войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского 13 апреля почти без паузы перешли в наступление против немецких войск, закрепившихся на Земландском полуострове и военно-морской базе Пиллау. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены. Уничтожением гитлеровской группировки на Земландском полуострове закончилась Восточно-Прусская операция. Положение и силы сторон СССР. Чтобы сразу сломить сильную оборону противника и не затягивать боевые действия, маршал Василевский решил привлечь к операции пять общевойсковых армий. 2-я гвардейская, 5-я, 39-я и 43-я армии были в первом эшелоне, 11-я гвардейская армия — во втором. Для этого произвели перегруппировку сил: фронт, который ранее занимали 2-я гвардейская и 5-я...
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
23.04.2025 16:11 Новости
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
Решение о формировании дивизий народного ополчения было принято 2 июля 1941 года Государственным комитетом обороны. Добровольческие отряды создавались из гражданских жителей столицы и Подмосковья, которые не подлежали призыву на срочную службу. Призыв в народное ополчение проводился в два этапа. Первый проходил с 6 по 20 июля 1941 года, второй — с 26 по 30 августа 1941 года. Было принято решение о формировании по Москве 25 дивизий. Но в результате успели укомплектовать только 12. В общей сложности в них числились около 120 тысяч человек. Уже в сентябре 1941 года они вошли в состав стрелковых дивизий, получив войсковые номера. В ополченцы брали не всех: туда не принимались люди с плохим здоровьем и высококвалифицированные специалисты, чьи знания и опыт могли пригодиться в тылу. Да и те, кого все-таки отобрали, зачастую сталкивались с непредвиденными трудностями. Снабдить вооружением и...