09.12.2024 10:03, Редакция: 18.05.2025 09:03
Аналитика.
Просмотров всего: 8198; сегодня: 2.

Первая школа на Руси

Первая школа на Руси

Школа в общеупотребительном значении обозначает образовательный центр, предназначенный, в основном, для обучения детей. Современному обществу, где практический каждый учился в школе, трудно представить время, когда школы не существовали и природная любознательность детей не получала своего развития. Когда и как появились школы на Руси?

В какой период развития общества появляются школы?

Потребность в создании школ появляется тогда, когда общество заинтересовано в распространении грамотности, а необходимым условием появления образовательных учреждений является формирование и развитие письменности. Существование начальных форм письменности у древних славян подтверждают археологические находки: сначала это были пиктографические записи на камне, на бересте и на костях животных, затем появились «черты и резы» – так древние иноземные авторы называли насечки для счёта. Установлено, что древним славянам были знакомы римские и греческие буквы – они были обнаружены археологами на вощёных табличках и на глиняной посуде. Однако в догосударственный период грамотность была привилегией небольшой группы людей – языческих жрецов, которые, желая сохранить свою власть над людьми, не стремились распространять знания. В языческой Руси школ не было.

Причины появления первой школы в Древней Руси

Первая школа на Руси появилась при князе Владимире (960-1015), сыне князя Святослава, внуке княгини Ольги, принявшей христианскую веру. Возглавив Русь, раздираемую междоусобицами, князь Владимир, первоначально ярый приверженец языческой веры, решил объединить славян с помощью новой, единой, веры. Такой верой стало христианство, принятое от Византии. Крещение князя Владимира состоялось в 988 году, после чего князь, получивший христианское имя Василий, стал инициатором крещения Руси. Переход от язычества к христианству для населения был болезненным процессом, не все сразу приняли новую веру, в ряде мест волхвы организовали сопротивление крещению. Для упрочения христианства нужны были священнослужители и книжники, хорошо разбиравшиеся в христианских канонах и в христианской литературе. Кроме того, князю требовалась опора – грамотные помощники, которые поддержали бы его начинания в области просвещения, считавшегося в христианстве богоугодным делом. Потребность укрепления государства с помощью единой веры соединились с необходимостью создания слоя грамотных людей, осознанно поддерживавших христианскую политику князя. Так появилась идея о создании школы на Руси. О создании «книжного учения» в Киеве упоминалось в «Повести временных лет» и в Лаврентьевской летописи. Возведение церквей стало сопровождаться организацией обучения при духовных заведениях. Смелая и дальновидная политика князя Владимира направила развитие Руси по пути прогресса. Термин «школа» как обозначение учебных центров, где детей обучали грамоте и различным ремёслам, появился в древнерусских документах в 1382 году.

Как и чему обучали в первой школе Древней Руси

Организацией первой школы занимался непосредственно сам князь Владимир. По совету святителя Михаила, первого митрополита Киевского, князь распорядился собрать детей для обучения христианской вере. Целью обучения было овладение грамотой и навыками письма, необходимыми для усвоения религиозных норм, содержавшихся в священных текстах и в книгах отцов церкви, а также для переписывания богослужебных книг.

Историк В. Н. Татищев (1686-1750), который пользовался сведениями ныне утраченных летописей, указывал, что первых учеников «попы учёные», отправленные для крещения населения, набирали из «знатных, средних и убогих» семей. Незнакомое дело пугало матерей, которые провожали на обучение своих сыновей 7-9 лет с плачем и стенаниями «яко по мертвецы плакахуся».

По некоторым данным, первая школа была открыта при киевской Десятинной церкви. Обучение шло на родном «словеньском» языке. Большой поток обучающихся был разделён на несколько групп; в каждой группе был свой учитель. Первыми учителями были духовные лица, присланные из Византии и Болгарии, где школы появились задолго до крещения Руси. Главными предметами были чтение, письмо и пение; основными учебниками были священные книги; азбук и букварей не существовало. Предполагается, что первой учебной книгой была Псалтирь. Трудность обучения облегчалась постоянными учительскими разъяснениями и толкованиями. Митрополит Михаил в своём наставлении учителям советовал учить детей «не яростию, не жестокостию, не гневом», но «сладким проучением и ласковым рассуждением». В таких условиях начала формироваться грамотная прослойка древнерусского общества.

Примерно через столетие школы стали открываться по всей Руси. В 1086 году в период правления князя Всеволода Ярославича в монастыре при церкви святого Андрея было открыто первое женское училище, где дочь князя, настоятельница Анна, организовала обучение девочек грамоте и рукоделию. Началась тысячелетняя история русской школы, которая, несмотря на все испытания и преобразования, отстояла своё право на существование.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12158 публикаций
Сайт: mednolit.com/pervaya-shkola-na-rusi
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...