08.08.2024 11:22
Новости.
Просмотров всего: 9246; сегодня: 1.

История создания Московской консерватории им. П.И. Чайковского

История создания Московской консерватории им. П.И. Чайковского

История Московской консерватории началась с открытия небольшого отделения Русского музыкального общества в 1860 году. Главным его руководителем был назначен Николай Григорьевич Рубинштейн. На тот момент ему было всего 25 лет, но он уже был знаменитым пианистом, среди поклонников которого числилось и состоятельное дворянство, которое всячески поддерживало своего кумира. Но не столько связи в высшем обществе, сколько организаторский талант Рубинштейна позволил за очень короткий срок, всего за 10 лет, превратить Москву из музыкального «захолустья» в мировой центр культуры и исполнительства.

В первый же год им организуется профессиональный хор, проводятся концерты симфонического оркестра музыкального общества, открываются общедоступные музыкальные классы, заложившие основы будущей Московской консерватории. Рубинштейн давно уже мечтал об учреждении высшего учебного музыкального заведения и воплотить задуманное смог благодаря заслуженной репутации Музыкального общества. Заручившись поддержкой императорской семьи, он сумел собрать необходимые средства для создания Московской консерватории.

На нужды консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг, расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие консерватории москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.

1 сентября 1866 года в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

Директорство Рубинштейн совмещал с должностями преподавателя, дирижера симфонического оркестра и концертирующего пианиста. Его отношение к консерватории как к святыне заложило духовные основы музыкального образования в России. В первые годы работы в консерватории было четыре профессора фортепиано и два профессора скрипки; если учащиеся не имели хорошей подготовки, то занимались с адъюнктами. Студент сам выбирал себе класс одного из профессоров, под руководством которого проходил весь курс обучения. А учиться было у кого, ведь занятия вели лучшие музыканты того времени: Петр Чайковский, Иосиф Венявский, Фердинанд Лауб, Людвиг Минкус, Александра Александрова-Кочетова…

Через несколько лет здание на Воздвиженке стало тесным. Консерватория, в которой в 1868 году обучались 184 студента, арендовала старинное здание семьи Воронцовых на Большой Никитской улице, а впоследствии приобрела его. Но уже через 15 лет вновь возникла необходимость в расширении. Консерватория нуждалась в собственном концертном зале, да и количество студентов выросло до 500 человек. Автором проекта перестройки дома стал архитектор Василий Загорский. Сохранили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей, остальное было сломано и выстроено заново. К осени 1897 года консерватория получила учебные классы, отлично приспособленные для специфики музыкального образования.

Новое здание

Делом жизни второго директора консерватории Василия Ильича Сафонова стало строительство нового здания. Огромную сумму в 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Г.Г. Солодовников, мебель и оборудование оплатила семья Морозовых, орган подарен фабрикантом С. П. фон Дервизом, мраморные лестницы за свой счет поставил сам архитектор Загорский. Кроме того, архитектор безвозмездно работал над проектом здания и осуществлял руководство строительством.

В день памяти Петра Чайковского, 5 октября 1898 года, открылся Малый зал консерватории. Учащиеся начали учебный год в новом помещении концертом из произведений великого композитора. Уникальный по своим акустическим параметрам камерный концертный зал служил также актовым залом для официальных мероприятий, поэтому был украшен портретами членов императорской семьи, покровительствующих консерватории и Русскому музыкальному обществу. В аванзале разместились мраморные доски с именами выпускников, окончивших консерваторию с золотыми медалями.

В 1901 году наконец-то были завершены работы по строительству нового здания, что торжественно отметили открытием Большого зала Московской консерватории, в котором был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Концертный зал впечатляет обилием света, дворцовым обликом отделки. Возвышенное настроение подчеркивают 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина работы академика живописи Н.К. Бондаревского. Но главным достоинством Большого зала остается его непревзойденная акустика, которой удалось добиться благодаря технически безупречному проекту Загорского, тщательно подобранным строительным материалам, двойному потолку зала с прослойкой воздуха, раковине эстрады, прекрасно отражающей звук. 

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Орган Большого зала — гордость консерватории. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари.

На этом расширение консерватории не закончилось. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошло красивейшее здание классицизма конца XVIII — XIX века — городская усадьба Колычевых. В 1886–1918 годах здесь находилось Синодальное певческое училище, для которого со двора был пристроен большой зал с хорами. Любимый исполнителями и слушателями за «полетную» акустику нарядный бело-голубой зал был открыт после долгой реставрации в 1983 году концертом гениального пианиста Святослава Рихтера. В 1986 году зал стал «Рахманиновским» в честь великого композитора, выпускника Московской консерватории.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов — мировым достоянием.

Музей Н.Г. Рубинштейна

В память об основателе консерватории Николае Рубинштейне был создан музей его имени. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей консерватории. В 1943 году на основе его экспозиции был создан Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

Библиотека Московской консерватории создана в 1909 году, в наши дни входит в пятерку крупнейших музыкальных библиотек мира, а по собранию русской музыки не имеет себе равных. Фонд библиотеки — около 1,5 миллиона экземпляров, среди них 20 тысяч редчайших партитур и рукописей.

ЦМШ при Московской консерватории

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. Чайковского создана в 1935 году на основе Детского отделения под руководством профессора А. Гольденвейзера и директора консерватории С. Шацкого. Особое учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования окончили знаменитые музыканты Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Олег Каган, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Николай Петров, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Николай Луганский, Денис Мацуев.

Памятник Петру Чайковскому

С 1940 года Московская консерватория носит имя Петра Ильича Чайковского, ее выпускника и преподавателя. В 1954 году в сквере перед главным корпусом великому композитору был открыт памятник работы скульптора Веры Мухиной. Первый вариант памятника был торжественным и официальным — Мухина хотела изобразить Чайковского дирижирующим оркестром. Но небольшое пространство сквера у консерватории изменило творческий замысел. Памятник стал более камерным и одухотворенным. Это образ Чайковского — композитора, сидящего за пюпитром. Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. Вокруг памятника установлена бронзовая решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…». Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Святая Цецилия

Стеклянное полотно с изображением святой Цецилии — покровительницы музыкантов — было установлено в Большом зале Московской консерватории с момента его открытия. Но во время Великой Отечественной войны оно было разбито. Долгое время осколки пролежали на складе, а потом исчезли. А место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы». Однако во время масштабной реставрации зала и возвращения ему первоначального облика было решено воссоздать витраж по сохранившимся фотографиям, и 8 июня 2011 года он вернулся на прежнее место.

Фото: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. История.РФ.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11360 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/256746/moskovskaya-gosudarstvennaya-konservatoriya-im-p-i-chaikovskogo
Поделиться:

Интересно:

К годовщине завершения оборона крепости Баязет
10.07.2025 11:09 Аналитика
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
Героическая оборона крепости Баязет русскими войсками завершилась 10 июля 1877 года. Во время осады бойцы гарнизона были доведены до крайней степени изнурения, которая требовала длительного гигиенического лечения. Это событие стало одним из героических эпизодов русско-турецкой войны и имело важное как стратегическое, так и моральное значение. Баязетское сражение началось 18 июня. В результате активных военных действий турецкой армии русский гарнизон оказался осажденным в небольшой цитадели в глубоком тылу противника. После планируемого избавления от него путем капитуляции или уничтожения, сводный Ванско-баязетский отряд турецкой армии под командованием бригадного генерала Фаик-паши должен был вторгнуться в российские пределы в Закавказье, границы которого на тот момент оставались фактически незащищенными. Однако попытки взять цитадель штурмом или принудить русский гарнизон сложить...
Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
10.07.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
Сегодня, 10 июля, в России отмечается День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, которое произошло 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года. Соответствующий федеральный закон был принят в 1995 году.  В конце XVII века Швеция не была небольшой страной регионального значения, как в настоящее время, а претендовала на гегемонию в Восточной Европе и нередко играла решающую роль в европейском балансе сил. Вследствие множества успешных военных кампаний она завладела Лифляндией, Эстляндией и Финляндией, а также рядом ключевых областей на побережье Северной Германии, благодаря чему Балтийское море практически стало внутренним "шведским озером". После Азовских походов Петра I против Крымского ханства, российский император, подобно своим предшественникам, собирался и дальше...