Сегодня пятница, 24.03.2023: публикаций: 21101
24.09.2020 02:12
Аналитика.
Просмотров всего: 5695; сегодня: 2.

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

Непрерывное инженерное образование – возможность или необходимость?

В условиях цифровой экономики происходит постоянный рост наукоёмкости новых разработок и производственных решений, они всё чаще становятся мультидисциплинарными. Соответственно, растёт спрос на инженерные кадры, обладающие качественно новыми компетенциями. Предприятия испытывают дефицит квалифицированных кадров, владеющих широким спектром актуальных навыков, в том числе предпринимательских, способностями к постоянному самообучению, умением концентрироваться на решении конкретных проблем и задач, а не на пассивном накоплении академических знаний.

Всё это требует обновления концепции инженерной деятельности и инженерного образования. При этом востребованность компетентных инженерных кадров крайне высока.

На рынке востребованы специалисты разных направлений – инженеры, конструкторы, технологи, и ни одна отрасль не может похвастаться достаточным кадровым обеспечением. Поэтому концепция инженерного образования должна меняться комплексно, вне зависимости от специализации. В этой статье мы разберём проблематику текущего варианта инженерного образования на примере строительной отрасли, в частности, архитектурно-строительного проектирования.

На сегодняшний день Градостроительный кодекс РФ требует, чтобы в штате каждой проектной организации присутствовало не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования. При этом они должны быть зарегистрированы в Национальном реестре специалистов. Регистрация в реестре подразумевает, что у специалиста есть высшее образование в области строительства, стаж работы в проектной организации не менее 3 лет, общий трудовой стаж по профессии от 10 лет и действующее повышение квалификации в профильной области.

Ключевой момент в подготовке и профессиональном развитии инженера – это подход к повышению квалификации. Традиционный подход предполагает, что специалист проходит повышение квалификации по своей узкой, отраслевой, специальности. Более современный и, если можно так сказать, комплексный вариант, подразумевает повышение квалификации в контексте развития всего комплекса ключевых навыков инженера.

Программы подготовки, которые были разработаны Национальным объединением проектировщиков и изыскателей и использовались образовательными учреждениями, носили, в основном узкоспециализированный характер. Наиболее комплексной, соответствующей потребностями повышения квалификации инженеров была и остаётся программа «Организация подготовки проектной документации», но и у неё есть свои недочёты.

В первую очередь эти недочёты объясняются тем, что программы повышения квалификации формировались до создания отраслевых профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты разрабатывались в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации», они описывают, что должен знать и уметь инженер-проектировщик, трудовые функции и трудовые действия специалиста, требования к образованию и опыту практической работы.

В целом в повышении квалификации специалистов инженерного профиля можно выделить четыре базовых направления: профессиональные компетенции, организация процесса подготовки проектной документации, обеспечение экономической эффективности проектных решений, навыки взаимодействия с заказчиками.

Совокупность требований к профессиональному развитию инженеров явным образом говорит, что учебные программы для специалистов должны постоянно обновляться, учитывать не только изменения в законодательстве и нормативной технической базе, но и появление новых технологий в проектировании, а также новых бизнес-стратегий. Также возникает потребность в постоянном обновлении отраслевых знаний, узкой прикладной специфики для каждой конкретной специальности. И всё это естественным образом создаёт необходимость к внедрению модели непрерывного инженерного образования, аналог которой уже действует в сфере здравоохранения.

В чем же принципиальное отличие непрерывного инженерного образования от существующей модели повышения квалификации? Сейчас специалист обязан повышать квалификацию один раз в 5 лет. Это формализованное требование, которое не учитывает темпы развития технологий и практик. Технологии могут появляться или видоизменяться ежегодно, практики тоже постоянно обновляются. Инженеру жизненно необходимо постоянно поддерживать профессиональный уровень. За 5 лет важная часть знаний может банально потерять актуальность.

Смысл системы непрерывного инженерного образования заключается в ежегодном обновлении знаний. При этом повышение квалификации включает в себя в первую очередь полноценную теоретическую часть, а также участие в отраслевых мероприятиях, круглых столах, семинарах и конференциях.

Непрерывное образование подразумевает активное вовлечение специалиста в развитие компетенций. Специалист ежегодно обновляет теоретические знания, как касающиеся изменений в законодательстве и нормативах, так и затрагивающие вопросы эволюции технологий, отраслевых практик и подходов к проектной деятельности. Это – фундамент всей системы, позволяющий поддерживать и развивать квалификацию. Теоретическая подготовка вносит существенный вклад в общий балльный рейтинг специалиста и является обязательной.

Кроме того, специалист получает зачётные баллы за посещение определенных выставок, участие в вебинарах, семинарах и профессиональных форумах, выступление с тематическими докладами и публикацию профессиональных статей. Каждый вид активности оценивается в то или иное количество баллов. За отчётный период, который может составлять те же 5 лет, инженеру необходимо постоянно обновлять теоретическую базу, а также набрать определённое количество дополнительных баллов за другие виды деятельности. При выполнении этого условия проводится итоговая аттестация. Успешное прохождение аттестации означает, что специалист выполнил требование о повышении квалификации.

Похожая система непрерывного образования успешно действует в здравоохранении. В сущности, это не желательный, а совершенно необходимый вариант для специалистов во многих профессиональных областях. Не зря ведущие мировые эксперты в области обучения говорят о переходе от традиционного высшего образования к постоянному обучению в течение всей жизни.

Генеральный директор АНО ДПО «Дистанция» Мурзинцева Екатерина Александровна.


Ньюсмейкер: Учебный центр Дистанция — 142 публикации
Сайт: l-distance.ru
Поделиться:

Интересно:

Прошло мероприятие, посвящённое роли Севастополя в истории России
23.03.2023 15:51 Новости
Прошло мероприятие, посвящённое роли Севастополя в истории России
23 марта 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвящённый роли Севастополя в истории России. Дискуссия была приурочена к годовщине воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. Участники заседания обсудили основные вехи истории города русской славы, реализацию...
Quo vadis или какое инвестиционное будущее ждет российскую туротрасль
23.03.2023 12:54 Аналитика
Quo vadis или какое инвестиционное будущее ждет российскую туротрасль
Индустрия туризма в мире переживает инвестиционный кризис. С одной стороны, это по-прежнему последствия пандемии Covid-19, с другой – изменение поведение потребителей и экономический спад. Как обстоят дела с инвестированием в турбизнес в России? Объем сделок на мировом туррынке снизился на 60%...
Госдума приняла заявление о геноциде народов СССР Германией в годы ВОВ
23.03.2023 12:41 Документы
Госдума приняла заявление о геноциде народов СССР Германией в годы ВОВ
Внесен проект заявления о признании действий Германии и ее пособников в годы Великой Отечественной войны геноцидом народов СССР. Документ подготовлен Комитетом по международным делам. Проект заявления опубликован в Системе обеспечения законодательной деятельности...
Ржевской битве посвятили выставку «Багровый рубеж»
23.03.2023 12:17 Новости
Ржевской битве посвятили выставку «Багровый рубеж»
В Музее Победы (Москва) состоялось открытие выставки «Багровый рубеж». Новый выставочный проект приурочен к 80-летию окончания Ржевской битвы. Экспозиция создана Музеем Победы при участии поискового объединения «Тризна». «В истории Великой Отечественной войны Ржевская битва отметилась одной из...
Режиссер Угольников - о своей киностудии и миссии исторического кино
23.03.2023 09:53 Интервью, мнения
Режиссер Угольников - о своей киностудии и миссии исторического кино
Недалеко от поселка Медынь в Калужской области на площади более 120 гектаров расположена уникальная съемочная площадка - кинокомплекс "ВоенФильм-Медынь", принадлежащий студии "Военфильм". Там снимали первый кинопроект Союзного государства "Брестская крепость", картины "Девятаев", "Подольские...